Федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей, профилактика правонарушений

Федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей, профилактика правонарушений.

 

Работа Управления в сфере защиты прав потребителей непосредственно связана с рассмотрением обращений (жалоб) потребителей, число которых за отчетный период 2019 года составило более 818, количество поступающих обращений осталось на прежнем уровне, тенденции к снижению обращений не наблюдается, что связанно с постоянно проводимой Управлением профилактической работой и широким информированием граждан в средствах массовой информации с целью повышения потребительской грамотности.

Основная доля от общего числа рассмотренных обращений приходится на нарушения прав потребителей в сфере розничной торговли 62,6 % и в сфере жилищно-коммунальных услуг 12,5 %; 6,3% приходится на услуги на финансовом рынке; 18,6% - различные виды услуг на потребительском рынке.

 

В течение отчетного периода специалистами Управления по вопросам защиты прав потребителей проконсультировано более 1500 человек. 735 – по вопросам предоставления бытовых услуг (предоставление услуг ненадлежащего качества, а также непредставление хозяйствующими субъектами информации о товарах (работах, услугах), их изготовителях (исполнителях), продавцах, нарушение сроков исполнения услуг);

265- по вопросу приобретения некачественных товаров;

180 – по финансовым услугам;

320 – по иным вопросам защиты прав потребителей

Проведено 9 горячих линий на различные темы защиты прав потребителей (без учета постояннодействующих) в ходе которых проконсультировано более 500 человек.

В общем объеме всех полученных за отчетный период обращений, доля обращений, поступивших непосредственно от граждан, составила 80 %, что соответствует уровню предыдущих лет.

По результатам рассмотрений заявлений граждан в добровольном порядке были удовлетворены требования потребителей о возврате денежных средств, уплаченных за товар (оказанные услуги) ненадлежащего качества, лица и организации, допустившие нарушения прав потребителей привлечены к административной ответственности, даны разъяснения по интересующим вопросам.

Также с 2007 года в Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея организована общественная приемная, в рамках которой функционирует телефонная «горячая линия». За отчетный период 2018 года на «горячую линию» от граждан поступило более 400 звонков по вопросам защиты прав потребителей. На все вопросы были даны разъяснения и оказана помощь в восстановлении нарушенных прав.

В рамках организации деятельности общественной приемной Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея организовано консультирование потребителей по вопросам защиты их прав в различных секторах потребительского рынка. В течение отчетного периода специалисты Управления Роспотребнадзора в соответствии со ст. 40 Закона «О защите прав потребителей» и ст. 47,43 ГПК РФ привлекались в суды различных инстанций для дачи заключений в целях защиты прав потребителей. Всего было дано в рамках гражданского судопроизводства 15 заключений специалистов.

Управлением проводилась работа по реализации комплексов превентивных мер направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет просвещения потребителей и предпринимателей по вопросам правоприменения потребительского законодательства, взаимодействие со средствами массовой информации, проведение круглых столов и различных гласных и публичных мероприятий.

Велась работа по формированию на региональном уровне действенной системы защиты потребительских прав граждан, на основе координации деятельности Управления, органов исполнительной власти республики, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

Для привлечения внимания населения к проблеме защиты прав потребителей организованно 6 выступлений по республиканскому и городскому телевидению, 2 выступления на радио, опубликовано 11 статей в печатных средствах массовой информации.

В целях пропаганды и просвещения основ потребительских знаний с учащимися средних и высших учебных заведений проведены лекции, беседы и тематические классные часы.

В рамках контроля за соблюдением обязательных требований законодательства о техническом регулировании Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея в 1 полугодии 2019г. проведено 65 плановых и 59 внеплановых проверок, проинспектировано 37720 единиц товаров, выявлено 5,5 % товаров, реализуемых с нарушением требований к маркировке продукции и без подтверждения соответствия продукции требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011г. № 797, Технического регламента Таможенного союза О безопасности продукции легкой промышленности (ТР ТС 017/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 г. N 876, Технического регламента Таможенного союза О безопасности игрушек, Технического регламента Таможенного союза О безопасности парфюмерно – косметической продукции, «О безопасности низковольтного оборудования»

Должностными лицами субъектов хозяйственной деятельности в добровольном порядке изъято из оборота 2107 единицы товаров непродовольственной группы, в том числе 892 единицы швейных, трикотажных изделий и обуви, 1070 единица товаров, предназначенных для детей и подростков и игрушек, 145 единиц парфюмерно-косметической продукции.

Проведено 128 исследований продукции (санитарно-химических, токсикологических) на соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», «О безопасности игрушек», «О безопасности продукции легкой промышленности» - нестандартных проб, не отвечающих требованиям Технических регламентов Таможенного союза, не выявлено.

За допущенные нарушения 75 виновных лиц привлечены к административной ответственности по ст.ст.14.43 ч.1 и 14.45 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея был разработан и реализован план мероприятий по подготовке и проведению Всемирного дня защиты прав потребителей. Организована и проведена конференция руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея с представителями средств массовой информации Республики Адыгея. Итоги конференции освещены в печатных средствах массовой информации.

Для привлечения внимания населения к проблеме защиты прав потребителей организованно 1 выступление по республиканскому телевидению, 1 выступление на радио, опубликовано 29 статей в местных средствах массовой информации.

Во исполнение Майских указов Президента Российской Федерации специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея и специалисты консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» в сотрудничестве с Министерством Финансов Республики Адыгея (региональным координатором проекта), в период с 17 по 24 апреля 2019 года приняли участие в проведении Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Основными темами являлись защита прав потребителей, в том числе вопросы личной финансовой безопасности и ответственности и бережное потребление.

В рамках недели провели тематические уроки для школьников в 10 школах Республики Адыгея, а также принято участие в двух практических семинарах для студентов Адыгейского Государственного Университета и Майкопского Государственного Технологического Университета. К проведению мероприятий в ряде образовательных учреждений были привлечены преподаватели вузов, представители банков, пенсионного фонда, налоговой службы.

Школьникам и студентам в адаптированной для них форме специалисты Управления рассказывали о том, что такое бережное потребление, что такое правильная стратегия, сбережения и финансовое планирование. Школьники в игровой форме изучили основы получения финансовых услуг, узнали, какие трудности возникают при обращении в банки и страховые компании, как защитить свои права при заключении договоров с финансовыми организациями, освещались вопросы финансовой безопасности, вопросы защиты прав потребителей, проводилось тестирование школьников 7-9-х классов с использованием материалов сайта http://вашифинансы.рф/.

С целью донесения и закрепления информации среди учащихся школ распространены печатные информационные материалы - брошюры, буклеты и плакаты, предназначенные для школьников.

Специалисты Управления прокомментировали обсуждаемые казусы с учетом сформированной судебной и административной практики, провели практико-ориентированные занятия с моделированием реальных ситуаций, с которыми сталкиваются граждане в магазинах в повседневной жизни. По просьбе учащихся детально разобрали вопросы, касающиеся защиты прав потребителей при приобретении товаров через Интернет-магазины.

 

Управление считает, что подобный диалог с подрастающим поколением является действенной мерой повышения потребительской грамотности и его необходимо продолжить и в других образовательных учреждениях.

Также для обеспечения координации совместных мероприятий в области повышения уровня финансовой грамотности населения Республики Адыгея при министерстве финансов Республики создана Рабочая группа по повышению финансовой грамотности.