Роспотребнадзор дает рекомендации родителям при подготовке к школьному сезону

Как выбрать ранец, школьную форму, требования к организации рабочего места ученика в классе и дома; на что обратить внимание при заключении договора с частным детским садом.

Школьный ранец

При приобретении портфеля или ранца обращаем Ваше внимание, что выбирать ранец лучше всего вместе с ребёнком, и не столько по его дизайну и внешним характеристикам, сколько из соображений безопасности и удобства для ребёнка.
Техническим регламентом Таможенного союза (ТР ТС) 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» регламентируются: размеры, вес, конструкция, показатели  санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены  ученические  портфели и ранцы.  Маркировка ученических ранцев и портфелей должна содержать информацию о возрасте пользователя.

Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

В целях сохранения осанки ребенка - вес ранца и портфеля (без учебников)  для обучающихся 1-4 классов должен быть не более 700 г, для учащихся средних и старших классов - не более 1,0кг.

При этом ранец должен иметь широкие лямки (4-4,5см). Ученические ранцы  для младших  школьников должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине  и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

В качестве  ориентировочного теста для проверки  соответствия  веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям  используется  вычисление отношения веса ранца к весу ребёнка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные  особенности ребёнка.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1- 2-х классов - более 1,5 кг,  3 - 4-х классов - более 2 кг,   5 - 6-х - более 2,5 кг,  7 - 8-х - более 3,5 кг,  9 - 11-х - более 4,0 кг.
Школьная форма
Основное требование к школьной форме – ее рациональность. Она должна, в первую очередь, обеспечить ребенку чувство комфорта и благоприятного микроклимата. Эстетические требования к школьной форме хотя и являются высокими, остаются на втором месте. Выбирая школьную форму детям, родители должны обращать внимание не только на ее внешний вид. На первое место следует ставить тепловые свойства, удобство покроя, легкость. Одежда не должна ограничивать движения ребенка, нарушать физиологические функции кожи и удаление с ее поверхности продуктов обмена. Ткани, из которых шьется школьная форма, должны быть воздухопроницаемыми, гигроскопичными (способными легко поглощать воду и водяные пары), не терять этих положительных качеств и привлекательного внешнего вида после многократной стирки и глажения.

Не менее важно правильно организовать рабочее место школьника.

Рабочее место рекомендуется располагать у окна для достаточного естественного освещения (для ребенка-правши стол необходимо расположить слева от окна, для ребенка-

левши - справа. Даже при наличии хорошего верхнего освещения и естественного источника света (окна), на столе необходима настольная лампа. Чтобы тени не мешали, лампу для ребенка-правши нужно поставить на столе слева, для ребенка – левши - справа. 

Если на рабочем столе школьника установлен компьютер, то монитор должен находиться прямо перед глазами (чтобы ребенку не приходилось поворачиваться к нему). Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм.

Книги желательно ставить на подставку на расстоянии вытянутой руки от глаз. Это позволяет ребёнку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.

Необходимо сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столом было расстояние равное ширине его ладони.

Нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

Если ребенок пишет, то опирается о спинку стула поясницей, при чтении материала сидит более свободно, опирается о спинку стула не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.

Мебель должна соответствовать росту ребёнка. Для профилактики переутомления через каждые 30-45 минут занятий необходимо проводить.

Соблюдение данных рекомендаций – обеспечит здоровье и комфорт ребенка во время пребывания в школе. Удачного учебного года!