Результаты социологического опроса потребителей, проведенного в Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея

 

Результаты социологического опроса потребителей, проведенного в Управлении Роспотребнадзора по Республике Адыгея

 

Целью проведенного социологического опроса было изучение информированности населения о безопасности и качестве товаров и услуг, изучение мнения о деятельности органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав потребителей.

Метод анкетирования- аудиторное анкетирование. Использовалась анонимность (личность респондента не фиксировалась, фиксировались лишь его ответы).

Продолжительность анкетирования: 10-15 минут на анкету

Выборка респондентов простая, случайная, из числа лиц, проходивших обучение по программам профессиональной гигиенической подготовки ( декретированных контингентов), а также лиц, посещавших лекции по гигиеническому и потребительскому воспитанию. Выборка осуществлялась по согласию респондента. Место проведения: лекционный зал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея», лекционные аудитории филиалов ФБУЗ. Проведено анкетирование 100 человек.

Структура профессиональной деятельности респондентов:

Работники сферы образования-23% опрошенных, работники сферы услуг- 21%, работники сферы здравоохранения- 19%, работники торговли- 18%, работники пищевой промышленности- 12%, неработающие ( пенсионеры, студенты)- 7% от числа опрошенных.

Считают себя способными дать оценку качеству товаров и услуг 81% опрошенных; 7% респондентов не способны, по их мнению, оценить качество товаров и услуг, представленных на потребительском рынке, 12% затруднились ответить на этот вопрос.

Респонденты считают себя компетентными ( хорошо разбирающимися) в следующих группах товаров и услуг: более 80 человек ( 81%) хорошо разбираются в продовольственных товарах; в непродовольственных товаров считают себя компетентными только треть опрошенных ( 33 респондента), в сфере услуг разбираются 26 респондентов. Только 1 респондент из 100 опрошенных считает себя компетентным в сфере ЖКХ.

На вопрос «С какой целью государством создана служба Роспотребнадзора и чьи интересы она защищает?» 97% опрошенных ответили- потребителей, 4% заявили о защите прав юридических лиц, предпринимателей и государства, 3% затруднились с ответом на данный вопрос. Оценивают работу Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея, как удовлетворительную- 60% опрошенных, 14% сочли данную работу неудовлетворительной, 26% респондентов затруднились с ответом на данный вопрос. Только 19% от числа опрошенных обращались в Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея лично; 81% респондентов не приходилось обращаться в данную организацию. Из числа обратившихся в Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея с целью защиты своих прав и интересов ( 19 человек) были удовлетворены результатом своего обращения 47,4% (9 человек), не удовлетворены остались 21 % ( 4 респондента), остальные были удовлетворены частично (соответственно 31,6%- 6 человек). Совокупный ответ на пятый, шестой и седьмой ответы вопросника могут свидетельствовать о недостаточной осведомленности и информированности респондентов о деятельности Роспотребнадзора по Республике Адыгея, а также о том, что мнение их было сформировано на основании обывательского мнения, а не на личном опыте. При этом 98% заявили, что нуждаются в информации и консультации специалистов Роспотребнадзора и только 2% сочли себя не нуждающимися в помощи консультантов. Наибольшему числу респондентов необходимы консультации и информация по вопросам услуг ЖКХ ( 64 респондента), медицинских услуг ( 52 человека), банковских услуг ( 35 опрошенных). В Консультационный центр ФБУЗ « Центра гигиены и эпидемиологии в Республике Адыгея» обращались только 23% опрошенных, 77% респондентов не получали консультативную помощь в данной структуре.

Не считают, что действующая система контроля и надзора за безопасностью товаров и услуг справляется с поставленными перед ней задачами, 35% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос и только 33% сочли действующую систему эффективной. 44% опрошенных оценили состояние потребительского рынка как удовлетворительное, 29% сочли его состояние неудовлетворительным и 27% затруднились с ответом на данный вопрос. От опасных и фальсифицированных товаров на потребительском рынке считают себя защищенными только 3% опрошенных, 84% сочли себя незащищенными, затруднились с ответом 13% респондентов. Практически все перечисленные в вопросе №13 пищевые продукты, по мнению респондентов, часто оказываются некачественными или фальсифицированными. Наибольшее количество нареканий по качеству и подлинности получили молочные продукты ( 67 респондентов), колбасные изделия ( 66 опрошенных), полуфабрикаты (56), рыба и морепродукты (44), алкогольные напитки (42), мясо/ птица (36 человек). Меньшее число «голосов» получили такие продукты, как консервы (23), соки, напитки, чай, кофе ( 13). Наименьшее количество сомнений по качеству и подлинности вызывают бакалейные продукты (у 7 человек из числа опрошенных).

По качеству непродовольственной группы товаров мнение респондентов сложилось следующим образом. Наибольшее нарекание по качеству и безопасности имеют сложнобытовые товары (29 опрошенных), 19 респондентов предъявили претензии к качеству и безопасности игрушек, 16 человек жалуются на качество обуви, 13 человек- на бытовую химию и парфюмерию. Опрос выявил наименьшее число нареканий к таким товарам, как одежда (6), мебель (2), стройматериалы (2), спортивные товары (1). 3 человека из 100 ответили, что их не устраивают по качеству и безопасности все непродовольственные товары, представленные на потребительском рынке., 32 респондента не дали ответа на данный вопрос. Дать оценку судебной практике по рассмотрению потребительских исков не смогли 74 % опрошенных, что позволяет предположить о том, что респонденты не обращались в судебные инстанции за защитой своих потребительских прав. Из 26 респондентов, давших оценку деятельности судов, работу судов оценили положительно 57,7 % ( 15 опрошенных), отрицательную оценку деятельности судов по потребительским искам дали 11 человек ( 42, 3%).

Оценка данных ответов позволяет высказать мнение, что 100% респондентов знают, что в случае нарушения их потребительских прав, они могут обратиться в органы и учреждения Роспотребнадзора. 3% из числа опрошенных считают, что они могут обратиться еще и в органы прокуратуры республики.

Проведенное социологическое исследование позволило косвенно оценить информированность населения в вопросах безопасности и качества товаров и услуг, представленных на потребительском рынке, а также изучить мнение респондентов о деятельности органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере защиты прав потребителей. Анализ вышеперечисленных результатов анкетирования, позволили прийти к следующим выводам:

1. В условиях насыщения потребительского рынка разнообразным ассортиментом товаров, работ и услуг, вопрос их качества, безопасности и подлинности по- прежнему остается одним из самых актуальных.

2. Важной составляющей информированности потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах, их потребительских свойствах и содействие потребителю в правильном выборе может стать деятельность консультантов Консультационного центра для потребителей.

3. Возможность создания единого банка данных качественных и некачественных товаров, работ и услуг, реализуемых на территории Республики Адыгея, может стать одним из элементов системы информирования потребителей.

4. Необходимо усилить персональную работу с потребителями при обращении их в органы и учреждения Роспотребнадзора с целью разъяснения их прав, закрепленных законодательством РФ, а также способов их защиты, что позволит оперативно разрешать спорную ситуацию или вообще не допустить таковой. Более того, информация, получаемая потребителями в ходе консультаций, способствует гражданам, самостоятельно отстаивать свои интересы, вплоть до защиты нарушенных прав в судебном порядке.