Пресс-релиз: «Потребительское правосудие сегодня»- тема Всемирного дня защиты прав потребителей в 2013 году

Пресс-релиз: «Потребительское правосудие сегодня»- тема Всемирного дня защиты прав потребителей в 2013 году

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей, тему которого определяет Всемирная организация потребителей Consumers International (CI). Подобная практика позволяет правозащитным организациям концентрироваться на наиболее проблемных участках сферы защиты потребительских прав.

Тематика «Потребительское правосудие сегодня» выбрана не случайно, и в наши дни она особенно актуальна, Если внимательно вчитаться в слово правосудие, то становиться понятно, что правосудие - это право судить. Но в современном мире понятие «правосудие» применяется как деятельность, направленная на защиту прав и свобод граждан. Правосудие должно способствовать предупреждению правонарушений, формировать уважительное отношение к закону.

Совершенствование правового обеспечения, выработка новых механизмов по защите прав потребителей, призванных решать задачи в конкретных сферах потребительских правоотношений, набирающих с каждым годом все большую актуальность (финансовые, коммунальные, медицинские, образовательные услуги, туризм, услуги перевозки пассажиров и т.д.) – дело всего мирового сообщества. В то же время нельзя не учитывать то обстоятельство, что осуществление государственной политики в сфере защиты прав потребителей невозможно без мобилизации сил самого общества. Поэтому тематика Всемирного дня защиты прав потребителей призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в этой сфере в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о широких возможностях самих потребителей по защите своих прав.

Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка на территории Республики Адыгея.

Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея осуществляется как досудебная, так и судебная защита прав потребителей.

Большое внимание уделяется совершенствованию системы судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей.

В 2012 году специалисты Управления приняли участие в 38 судебных заседаниях по защите прав потребителей в качестве третьих лиц. В результате рассмотрения исков, все требования, заявленные потребителями, были удовлетворены, в пользу потребителей присуждено 1 млн. 403тыс. рублей, из них 80 тысяч рублей – компенсация морального вреда, причиненного потребителям недобросовестными производителями товаров и услуг.

Для увеличения потребительской грамотности Управлением Роспотребнадзора по Республике Адыгея уделяется большое внимание непосредственной работе с гражданами-потребителями, проводится систематическая работа по реализации комплексов превентивных мер, направленных на предупреждение и минимизацию нарушений прав потребителей, в том числе за счет просвещения потребителей и предпринимателей по вопросам правоприменения потребительского законодательства, взаимодействие со средствами массовой информации, проведение «круглых столов», пресс-конференций, совещаний, «прямых линий» и других публичных мероприятий, с участием республиканских СМИ. Ежедневный консультативный прием граждан позволяет оперативно решать возникающие у потребителей вопросы. В 2012 году за консультацией и информацией в консультационный центр Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея обратилось около 3000 человек. Консультационным центром было подготовлено 460 претензий, 10 исковых заявлений, инфотекой нормативно- технической документации воспользовались 583 потребителя и 164 предпринимателя.

В результате в досудебном порядке урегулировано 102 спора в пользу потребителей; возвращено потребителям 697 288 рублей, произведен обмен товара в 26 случаях, произведен ремонт в 32 случаях.

Эффективность системы защиты прав потребителей напрямую зависит от быстрого и качественного решения потребительских проблем, причем административное или судебное вмешательство должно быть скорее исключением, чем правилом. Следовательно, задача потребительской политики государства и общественной защиты прав потребителей создать такую правовую среду, в которой установлен разумный баланс между непосредственно правами потребителя и интересами производителя (продавца, исполнителя). Следует отметить, что чем больше существует правовых механизмов, которые регламентируют процедуру взаимоотношения потребителя с рынком, производителем, с организацией или субъектом, оказывающими конкретные услуги, тем эффективнее будет работать система защиты прав потребителей. Только эффективные правовые механизмы, действующие в рамках общепринятых стандартов, станут надежной преградой от некачественных товаров и услуг.

Пресс-служба Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея

СПРАВКА:

Всемирная организация потребителей (CI)- независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961 г. Целью Организации является содействие защите прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение потребителей, защита их интересов.

В настоящее время Всемирная организация потребителей объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран мира, представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организаций экономической и социальной направленности. CI оказывает своим членам помощь в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.

 

Всемирный день защиты прав потребителейучрежден решением ассамблеи Организации Объединенных Наций в 1983 году. Спустя два года, 9 апреля 1985 г., Генеральная Ассамблея ООН приняла руководящие принципы для защиты интересов потребителей. С принятием этих принципов потребительские права получили международное признание и законность. В них предусмотрены положения, которыми должны руководствоваться правительства при определении политики и разработке законодательства в области защиты интересов потребителей. Принятие резолюции ООН способствовало развитию международного сотрудничества в этой области.