О состоянии законности в жилищно-коммунальной сфере

О состоянии законности в жилищно-коммунальной сфере

 

Контроль и надзор за деятельностью организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению Республики Адыгея, остается объективно приоритетным для Управления Роспотребнадзора по РА на протяжении нескольких лет.

Изменение правоотношений нанимателей и собственников помещений в многоквартирном доме, вследствие изменения формы управления таким домом, вызвало существенное повышение гражданской активности населения. Это выражается, прежде всего, в желании граждан узнать свои права и реализовать их, в том числе через направление многочисленных запросов и жалоб, как в управляющие домом структуры, так и в органы государственной власти и местного самоуправления.

За 2012-2013 года в Управление поступило 264 письменных обращения граждан на услуги ЖКХ, связанные с нарушением их прав как потребителей жилищно-коммунальных, что составило 64 % от общего числа обращений, из них 189 от граждан, 75 от органов государственной власти. Устные разъяснения и консультации получили 118 потребителей через общественную приемную и «горячую линию» Управления.

Наиболее частыми поводами для обращений являются:

  • нарушение требований к качеству жилищно-коммунальных услуг и односторонний отказ от исполнения соответствующих обязательств, связанных с тепло-, водо- и электроснабжением жилых помещений (квартир) граждан;
  • несоблюдение установленного порядка начисления и оплаты коммунальных и жилищных услуг, в том числе в связи с установкой общедомовых приборов учета горячего и холодного водоснабжения в многоквартирном доме;
  • невыполнение управляющими организациями, а также выполняющими аналогичные функции хозяйствующими субъектами обязанностей по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме, техническому обслуживанию такого имущества и так далее;
  • отказ управляющих организаций, товариществ и кооперативов в предоставлении информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведений о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

 

Обращения граждан на качество коммунальных услуг возникают из-за того что исполнители коммунальных услуг в многоквартирном доме (управляющие компании, ТСЖ) отвечают за внутридомовые инженерные системы и качество предоставляемых коммунальных услуг от границы балансовой принадлежности, т.е подачу коммунального ресурса внутри дома. До границы балансовой принадлежности отвечает ресурсоснабжающая организация. Таким образом, от границы балансовой принадлежности внутри дома исполнители коммунальных услуг (управляющие компании и ТСЖ) качество не проверяют в связи с тем что не имеют ни лабораторий, ни соответствующих специалистов способных оценить качество предоставляемой услуги, и коммунальная услуга может быть предоставлена ресурсоснабжающей организацией качественной, а проходя по внутридомовому инженерному оборудованию дойти до потребителя не качественной. Необходимо, чтобы исполнители коммунальных услуг отслеживали качество предоставляемой коммунальной услуги потребителям, а для этого необходима независимая лаборатория.

Всего в 2012-2013 годах проведено 46 проверок предприятий – исполнителей жилищно-коммунальных услуг, в том числе 13 – плановых и дано 26 экспертных заключений в прокуратуру РА. В ходе проведения надзорных мероприятий выявлено 779 нарушений законов и иных правовых актов Российской Федерации.

Основной объем нарушений связан с непредставлением необходимой и достоверной информации для потребителей, качеством предоставления услуг, других статей Закона РФ «О защите прав потребителей» и иных нормативных актов. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверок 2012-2013 годов, возбуждено 59 дел об административном правонарушении, вынесено 59 постановлений в отношении юридических и должностных лиц, выдано 41 предписание об устранении выявленных нарушений. Общая сумма вынесенных административных штрафов составила 824 тыс. руб.

Исполнители коммунальных услуг в многоквартирном доме (управляющие компании, ТСЖ) отвечают за качество и объем предоставляемых коммунальных услуг и получают за это плату от потребителей.По результатам проверок 2012 году в отношении управляющих компаний ЖЭУ № 1, № 3, № 4, № 6, ООО «Теплотехник», ТСЖ «Гера», ТСЖ ЖСК 10 за предоставление некачественных коммунальных услуг, а именно отклонение от норматива температуры горячей воды, отопления в многоквартирных домах вынесено 13 постановлений по ст. 14.4 ч. 1 КоАП РФ с наложением штрафных санкций на общую сумму 136 тыс. руб., а за повторное нарушение в течении года в отношении ООО управляющая компания ЖЭУ № 6 (директор – Алибердов Н.Р.) был наложен штраф в размере 30 тыс. руб. в пределах санкции ст. 14.4 ч. 2 КоАП РФ.

В 2012 году по фактам жалоб граждан поселков Энем и Яблоновский на качество питьевой воды и водоснабжения в целом, специалистами Управления Роспотребнадзора проведены административные расследования в отношении ООО «Теплоенерго» и ООО «Зенит». В результате чего, выявлены грубые нарушения санитарных правил, организации зон санитарной охраны источников водоснабжения. Имеют место факты отсутствия ограждений территорий ЗСО, загрязнение территории ЗСО твердыми бытовыми отходами, доступ посторонних лиц, отсутствие запрещающих знаков, что не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», не проводятся мероприятия по выявлению, тампонированию или восстановлению всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, что создает угрозу загрязнения водоносного горизонта.

В поселке Энем изношенные сети характеризуются повышенной аварийностью, в 2011г. было зарегистрировано 265 порыва. Согласно журналу учета аварий (порывы, утечки) за истекший период 2012 г. зарегистрировано 128 аварийных ситуаций, из них только 59 (46 %) были устранены в течение первых суток. Высокая аварийность сетей приводит к потере воды питьевого качества, проблеме обеспечения бесперебойного водоснабжения населения, а учитывая высокий амортизационный износ, частые порывы водопроводных труб и изношенность канализационных сетей не исключается возможность «подсоса» сточных вод в систему водоснабжения, что создает угрозу вторичного загрязнения питьевой воды подаваемой населению и риску возникновения массовых инфекционных заболеваний среди населения.

ООО «Теплоэнерго», эксплуатирующее централизованную систему питьевого водоснабжения муниципального образования «Энемское городское поселение» (п. Энем, х.Новый Сад, а.Новобжегокай, п.Дружный, х.Суповский) на протяжении 2011-2012 г.г. не принимало мер по обеспечению соответствия качества питьевой воды гигиеническим требованиям, а продолжала эксплуатацию системы питьевого водоснабжения, чем лишила население, численностью 19931 чел., возможности получать доброкачественную питьевую воду.

Данные нарушения стали возможными в связи с тем, что органы местного самоуправления не в полной мере обеспечивают осуществление полномочий по решению вопросов организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения населения, согласно ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что приводит к нарушениям требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. ООО «Зенит» (директор-Ковардан В.М) и ООО «Теплоэнерго» (директор Савв Р.С.) в течение года неоднократно привлекались за нарушения санитарного законодательства и законодательства в сфере ЗПП с наложением штрафных санкций по статьям 14.4 ч.1, 14.8 ч. 1, 8.48 ч. 2, 6.5, 8.5 КоАП РФ на общую сумму 667 тыс. руб.В свою очередь ООО «Зенит» и ООО УК ЖЭУ-1, пытаясь обойти необходимость соблюдения вменяемых им требований по соблюдению санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, обжаловали в судах постановления об административных правонарушениях, вынесенных управлением Роспотребнадзора по РА. По всем рассмотренным делам решения судов подтвердили законность и обоснованность принятых Управлением административных мер.Действующее законодательство в настоящее время обязывает исполнителя коммунальных услуг предоставлять потребителю полную достоверную информацию о качестве, стоимости, условиях предоставления, формах и порядке расчета. Данная информация должна быть представлена в договорах управления многоквартирными домами, на Интернет – сайтах и в других доступных местах предусмотренных правилами.

За не предоставление информации потребителям в соответствии с требованиями законодательства, а также за включение в договоры управления условий, ущемляющих права потребителей были привлечены все без исключения управляющие компании г. Майкопа в отношении которых было вынесено 18 постановлений на общую сумму штрафных санкций 46,5 тыс. руб. Не всегда поставленные в жалобах вопросы относятся к компетенции Роспотребнадзора. В связи с внесением изменений в законодательные акты регулирующие деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг и внесением изменений в федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» надзор за соблюдением жилищного законодательства осуществляется с учетом разграничения полномочий в сфере ЖКХ между Роспотребнадзором и Жилищной инспекцией.

Однако количество жалоб в Управление Роспотребнадзора по РА не снижается, в 2012 году наоборот наблюдается тенденция увеличения количества обращений граждан по вопросам ЖКХ (2011- 192 обращения, 2012- 245 обращений, за январь-февраль 2013- 19 ). В связи с этим между Управлением Роспотребнадзора по РА и Управления государственных инспекций по надзору за строительством зданий, сооружений и эксплуатацией жилищного фонда по Республике Адыгея 01.08.2012 г. заключено соглашение о взаимодействии, в рамках которого и на основании ФЗ - 59 от 2 мая 2006 г. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в жилищную инспекцию для рассмотрения по компетенции было перенаправлено 79 обращений граждан в 2012 году и 9 обращений в 2013 году.В связи с вышеизложенным, управление Роспотребнадзора по РА считает необходимым провести совместно с Прокуратурой РА, Комитетом по тарифам и ценам РА, Жилищной инспекцией РА, комплексные внеплановые проверки управляющих компаний, осуществляющих свою деятельность в Республике Адыгея, с целью оценки их деятельности и приведении в соответствие с действующим законодательством в случае обнаружения нарушений, недопущения обмана потребителей коммунальных услуг.

 

Карданов Р.Н., начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея