О Всемирном дне прав потребителей

Ежегодно, 15 марта, отмечается Всемирный день прав потребителей. В этом году Всемирный день прав потребителей проводится под девизом «Fair Digital Finance - «Справедливые цифровые финансовые услуги». Пандемия СOVID-19 усилила тенденцию, связанную с развитием цифровых услуг. Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Безусловным преимуществом такого развития является прозрачность и скорость оказания финансовых услуг. Ожидается, что к 2024 году число потребителей цифровых банковских услуг превысит 3,6 миллиарда человек. В развивающихся странах доля денежных переводов в цифровом виде, выросла с 57% в 2014 году до 70% в 2017 году. 

Цифровые финансы открывают новые возможности, но также несут новые риски, которые могут привести к несправедливым результатам для потребителей. Например, увеличить вероятность того, что наиболее уязвимые граждане не смогут пользоваться всеми преимуществами цифровизации, если будут закрываться традиционные офисы. 

Вместе с тем, справедливые и доступные цифровые финансовые услуги помогают потребителям справиться со многими неудобствами, повышают комфорт в сфере потребления и сохраняют семейный бюджет.

Цифровые финансовые услуги мы используем ежедневно, совершая платежи через банкоматы, платежные банковские и небанковские терминалы; мобильный банк, интернет-банк; электронный кошелек. Уже сегодня миллионам россиян доступно открытие вклада через мобильное приложение, управление своими финансами на основе аналитики потребительского поведения.

Особенно актуальной тема справедливых цифровых финансовых услуг становится в условиях введения международных санкций, когда проявляется полное пренебрежение со стороны отдельных стран и финансовых компаний к правам потребителей. Уже сейчас мы видим ограничение доступа к цифровым финансовым услугам: международные платежные системы ограничивают доступ к трансграничным расчетам потребителей, мобильные приложения банков и финансовых компаний исчезают из магазинов приложений, потребитель теряет возможность оплатить услуги, которые оказываются иностранными компаниями.

Несмотря на то, что в предыдущие годы количество обращений в Роспотребнадзор с жалобами на сферу финансовых услуг немного снизилось, эта тема опять становится одной из самых актуальных. При этом если раньше граждане в основном жаловались на навязывание дополнительных услуг и предоставление небезопасных услуг (незаконное списание денежных средств со счетов потребителей, заключение кредитов по чужому паспорту и т.д.), то сейчас потребителей больше интересуют вопросы доступности финансовых услуг, законности дополнительных комиссий и сохранности денежных средств.

Вся актуальная информация, в том числе о принимаемых Правительством Российской Федерации мерах, направленных на защиту финансовых интересов граждан публикуется на портале Объясняем.рф, где уже опубликованы ответы на многие вопросы.

В частности, на портале официально подтверждено, что все карты VISA и Mastercard, выпущенные российскими банками, продолжат работать на территории нашей страны в обычном режиме. Все счета клиентов, привязанные к карточкам, находятся в полной сохранности. Трансграничные операции по этим картам будут недоступны, однако для оплаты покупок и снятия наличных за рубежом можно оформить кобейджинговую карту «Мир»-UnionPay. Также в разделе финансы есть ответы и на вопросы о том, как купить валюту при планировании поездки за рубеж, почему не могут измениться ставки по уже выданным кредитам, как можно переводить деньги родственникам за границу или получать переводы из-за рубежа и многие другие.

Мероприятия Всемирного дня прав потребителей, проводимые Роспотребнадзором в этом году будут направлены на максимальное проникновение в широкое общественное сознание идей, связанных с девизом 2022 года - «Справедливые цифровые финансовые услуги».

Роспотребнадзор еще раз подтверждает, что готов оказывать необходимую консультационную и судебную помощь потребителям, столкнувшимся с нарушением своих прав. Специалисты службы ежедневно работают с обращениями граждан, осуществляют необходимые запросы исполнителям услуг, в целях выяснения объективных обстоятельств по предмету жалобы, бесплатно консультируют по возникшим вопросам, помогают готовить претензии и исковые заявления по особо сложным ситуациям.