На страже здоровья людей. Интервью руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея А.Х. Агирова

На страже здоровья людей. Интервью руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея А.Х. Агирова газете «Советская Адыгея»

15 сентября 2012 года исполнилось 90 лет государственной санитарно-эпидемиологической службе России. Cегодня по-прежнему главная ее задача – охрана общественного здоровья. Как развивается система охраны общественного здоровья – об этом наше интервью с руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея, профессором, академиком А.Х. Агировым.

– Аслан Хангиреевич, как деятельность управления Роспотребнадзора по РА встроена в общую модель системы безопасности населения нашей республики?

– Создание той или иной структуры связано с надеждами и планами решения определенных проблем. Изначально наша служба была призвана предотвращать эпидемии малярии, тифа, чумы, оспы и так далее. По прошествии времени государство поставило другие задачи. Мы живем в совершенно другом мире, где когда-то общими силами смогли справиться с болезнями 20-го века, однако современная жизнь несет угрозы другого характера: и природного происхождения, и антропогенные, связанные с деятельностью человека – cоздателя ядерного, химического, бактериологического характера. Птичий грипп, африканская чума свиней, другие вирусы, распространяющиеся по планете, а что еще несет в себе несовершенство человеческой цивилизации? Таким образом, сегодня мы имеем серьезные научные лаборатории, но нет гарантий, что в ходе исследований опасные материалы не окажутся за пределами исследовательских центров. Безусловно, делается многое, но, как в гонках – следует успеть, чтобы защитить. В этом направлении нам нужно более тесно взаимодействовать с ветеринарной службой, так как вопросы питания человека (от чего также зависят его здоровье и благополучие) связаны с проблемами здоровья животных, птиц, которыми питается человек. Тут необходимы научные исследования: как заболевания животных отражаются на здоровье человека.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в наши дни выполняет и те задачи, которые ранее не ставились. Кажется, найдена отправная точка, исходное слово – потребитель, значение которого объединяет всех людей, потому что все мы – потребители как природных, так и произведенных человеком ресурсов. В соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.Также в одной ситуации человек – потребитель, в другой – он выступает в качестве производителя товаров и услуг. Современная задача – научить гражданина быть самостоятельным и в том, и в другом качестве, в обеих сторонах.

 

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея взаимодействует с другими службами в разных сферах. Приведите примеры эффективного взаимодействия.

– В самом названии отражена общая глобальная задача. За обеспечением безопасности, благополучия человека – миллионы совместных действий разных государственных служб.

Чтобы было как можно меньше критических ситуаций, следует развивать науку, вкладывать в нее средства, реализовывать научные достижения. А популярный нынче лозунг «Негатив найти и пресечь», на мой взгляд, необходимо заменить на другой: «Позитив найти и приумножить!». Поскольку если дается право оценивать негативно, то это – основа для противостояния и питательная среда для коррупции. Следует определить алгоритм позитива и его тиражировать. Сейчас проводится много реформ, в том числе и надзорных органов, однако они не дают должного эффекта. Почему? Потому что целью той или иной проверки ставится прежде всего выявление негатива, наказание виновных, закрытие объекта. На самом же деле, хороший показатель работы – это не закрытие предприятия, магазина в результате проверки, а улучшение деятельности, исправление нарушений в той или иной сфере деятельности. Это и есть прогресс. Нужно поддерживать тех, кто стремится развиваться. Экономический фактор в настоящее время преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе и на потребительском рынке. Это реальность, с которой необходимо считаться. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав. Закон РФ О защите прав потребителей» не только обеспечивает социальные гарантии потребителей, расширяя их права, но и объективно повышает ответственность изготовителей, импортеров, продавцов и исполнителей за качество оказываемых ими работ и услуг, устанавливая для них ряд обязанностей:В целом анализ показывает, что количество лиц, обращающихся в различные органы, в том числе правоохранительные, за защитой прав потребителей, в последние годы возросло, что свидетельствует о повышении правовой грамотности потребителей в области защиты своих прав. Важно то, что сам потребитель чувствует ответственность за то, чтобы в стране развивались институты гражданского общества, поскольку механизмы практической защиты прав граждан, к сожалению, в законодательстве, не всегда четко прописаны. В том числе и потому, что не прописаны механизмы взаимодействия разных государственных структур.В этой связи хочу напомнить, что в 1990-е годы указом первого президента Республики Адыгея А.А. Джаримова была создана Межведомственная комиссия по координации деятельности органов исполнительной власти Республики Адыгея, осуществляющих государственные надзорные и контрольные функции, освободившая людей от хождения по кругу инстанций и работающая по принципу «единого окна». Мне было доверено руководить работой комиссии. Нужно отметить, что деятельность комиссии содействовала практическому взаимодействию разных органов. Это направление работы было прогрессивным, можно сказать, предвосхитило появление принципа действия «одного окна». А далее мы пришли к перспективному сегодня «электронному правительству», когда мы уходим от заявительной системы (беготни за справками по разным инстанциям) в область государственных гарантий в сфере услуг. Полное внедрение системы действия «электронного правительства» позволит исключить коррупционную составляющую в сфере государственных услуг.

– Сколько специалистов занимается надзорными функциями в управлении?

– Кадры управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея сегодня составляют 74 человека, из них контрольно-надзорные функции выполняют 55 специалистов. Все государственные гражданские служащие имеют высшее профессиональное образование, в том числе высшее медицинское – у 24 специалистов. Всего же в органах и учреждениях санитарно-эпидемиологической службы Республики Адыгея в настоящее время трудится более 500 квалифицированных специалистов.

Многолетний позитивный опыт работы позволяет сегодня успешно справляться с задачами по выполнению 9 государственных функций и 4 государственных услуг. Самый поверхностный анализ показывает, что нагрузка на специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея очень значительная.

Однако и результат напряженной работы – позитивный. Так, 98 процентов тех, кому были предъявлены штрафные санкции, добровольно оплатили их. Также практически все обращения в управление Роспотребнадзора по РА, связанные с жалобами разного характера, удовлетворены.

Более всего жалоб – на действие/бездействие чиновников или руководства ТСЖ, управляющих компаний. В работе над такими обращениями мы взаимодействуем с жилищной инспекцией.

– По Вашему мнению, всегда ли потребитель прав? И выявлялись ли случаи, когда потребители манипулируют своими правами, порой выходя за рамки закона?

 

– Потребитель в большинстве случаев прав, однако есть отдельные граждане, которые в качестве источника личных доходов пытаются использовать мнимое нарушение прав.

Был случай, когда на электронный адрес управления Роспотребнадзора по РА прислали письмо о нарушениях прав потребителя в Адыгее. Однако, как выяснилось, что права жителя Воронежа, как потребителя нарушили в магазине «Икея», находящимся в Воронеже, а не в пос. Яблоновском. Заявитель не учел, что память электронных машин позволяет идентифицировать не только магазин, но и место его нахождения.

– В 21 веке – новые вызовы времени, связанные с различными процессами в обществе. Так, вновь в стране зарегистрированы случаи полиомиелита (у мигрантов из Таджикистана), крымской геморрагической лихорадки; лихорадки Западного Нила (два случая заболевания в Адыгее, один из которых – со смертельным исходом). В чем, по Вашему мнению, причина появления этих болезней в России? Велика ли вероятность появления либо возвращения других особо опасных инфекционных заболеваний, ведь на Алтае уже зафиксированы заболевшие сибирской язвой?

 

– Общая тенденция ослабления иммунитета наблюдается из поколения в поколение последние десятилетия. Происходят эволюционные процессы как в макромире, так и в микромире. Те возбудители, что «дремали» в микромире, были подавляемы, теперь с ослаблением мер борьбы с ними, стали себя проявлять. Этому немало способствует человеческий фактор. То же бактериологическое оружие оказывает воздействие ан микромир, получают распространение вирусы-мутанты. Поэтому задача современной эпидемиологии – действовать с опережением, потому что традиционные меры воздействия ведут к привыканию. Так, применение антибиотиков подавляет бактерии, но не вирусы. Каждый антибиотик может достаточно эффективно использоваться не более пяти лет. А если используются сразу несколько антибиотиков, то это вообще перекрывает перспективу победы над инфекциями. Например, многократно увеличились дозы применения пенициллина и других широко используемых антибиотиков. Так же и препараты химической защиты от насекомых: в результате многолетнего применения дихлофоса мухи уже не реагировали на него.

По поводу сибирской язвы. Тенденция такова, что если ранее можно было заразиться этой опасной болезнью контактным путем, то теперь – и воздушно-капельным. А в земле очаги заражения сибирской язвой могут сохраняться до 100 лет.

Что же касается территории Адыгеи, то в республике серьезных потрясений нет, но есть серьезные проблемы, требующие изучения. В Адыгее зарегистрированы случаи лихорадки Западного Нила. Но массового заражения, как в других регионах юга России, удалось избежать.

– А как обстоят дела с теми объектами, где утилизировались трупы животных, погибших от сибирской язвы, есть ли такие на территории Адыгеи?

– Да, такие объекты – скотомогильники – на территории республики имеются, они обозначены на картах. Уровень угрозы заражения зависит от ответственности местных органов власти, да и самих граждан, которые должны быть предупреждены об опасности данных объектов на территории муниципальных образований.

– Вы как ученый можете прогнозировать, когда в массовом порядке будут применяться новые экологичные методы обеззараживания водопроводной воды, взамен хлорирования?Хлорка активно применялась десятилетиями, что не лучшим образом повлияло на объекты окружающей среды, в том числе и на здоровье человека. Уйдет ли из практики санитарного надзора это химическое вещество?

– Эра хлорирования, чрезмерного использования хлора для различных целей, прежде всего, для очистки воды и обеззараживания территорий во время угрозы эпидемий, проходит. Имеются и научные достижения в сфере водоподготовки. Безусловно, их нужно внедрять, поскольку хлор имеет свойство накапливаться в почве, в воде, обеззараживая ее, хлор уничтожает и полезные вещества. Однако не следует забывать, что и развитые страны мира уже не могут позволить себе такую роскошь- сделать водопроводную воду- водой питьевого качества, соответствующую всем требованиям. Для питьевых целей чаще всего используют бутилированную воду, либо подверженную специальной очистке. В любом случае, водоочистка – это существенное вмешательство в природу. Водопроводная вода должна отвечать требованиям безопасности, но мыть полы и купаться необязательно водой питьевого качества.

– Читателей «СА» интересует борьба с таким поистине неистребимым и опасным для человека насекомым как клещ. Каким препаратом производится обработка против клеща муниципальных территорий? И если клещи и после обработки, с каждой весны вновь становятся угрозой для населения, то, наверное, используемый химический препарат уже не действует на популяцию этих насекомых, к тому же при этом гибнут и полезные насекомые, и птицы, их поедающие? Есть ли другой современный способ борьбы с клещами?

– К сожалению, сейчас противоклещевая обработка территорий муниципальных образований ведется локально – это в основном территории школ, других образовательных учреждений, парки и скверы. А ранее лесники обязательно обрабатывали лесополосы, на полях массово использовались пестициды. Теперь клещ получил благоприятные условия для размножения. Укус этого насекомого может вызвать и такое тяжелейшее заболевание как энцефалит. Эффективны против укуса клеща прививки и меры предосторожности, которые каждый год рекомендует Роспотребнадзор.

Следует отметить, что муниципальные власти в большом долгу перед населением по данной проблематике и на наш взгляд пора в планах социально- экономического развития предусмотреть соответствующие статьи расходов.

– Были в деятельности Роспотребнадзора по РА случаи обнаружения объектов с повышенным радиационным фоном?

– Радиологическая обстановка в республике – нормальная. Те меры, которые предприняты по фактам радиоактивности водных источников поселка Каменномостского, обеспечивают безопасность жителей, по перерасчету на год его количество не превышает среднегодовую нагрузку для человека, профилактические мероприятия продолжаются.

Наибольшую опасность представляет в этом плане специальная аппаратура для медицинских исследований, использование которой контролируется.

– Есть ли в управлении возможность такой услуги: измерить радиационный фон в квартире, в офисе?

– Центр гигиены обеспечивает все виды исследований, в том числе и такую услугу, причем можно провести отдельные исследования – помещений, продуктов питания, стройматериалов и так далее.

– Что вы как руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея пожелаете читателям «СА»?

– Прежде всего благополучия, а также желаю повышать потребительскую культуру, овладевать необходимыми юридическими знаниями. Вам всегда поможет наш консультационный центр, со специалистами которого возможно в досудебном порядке разрешить споры по защите прав потребителей. Всем читателям «СА» необходимы знания, которые позволят правильно ориентироваться в выборе товаров и услуг. Всем надзорным службам и учреждениям искренне желаю успехов, успехов – производителям продукции и тем, кто предоставляет услуги. И вновь напомню актуальный лозунг: «Позитив найти и приумножить!»

Беседу вела Марина Лебедева, опубликовано в республиканской газете «Советская Адыгея № 202 (21039) от 23.10.2012г.