Зрелое гражданское общество- основа благополучия населения

Зрелое гражданское общество- основа благополучия населения

к 90-летию государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации:

15 сентября 2012 года исполнилось 90 лет государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации. Основы санэпиднадзора закладывались на протяжении столетий и долгое время ограничивались лишь мерами борьбы с эпидемиями. Первыми противоэпидемическими учреждениями в России считаются постоянные пограничные карантины, которые возникли в середине 18 века для ограждения территории страны от проникновения инфекционных заболеваний из-за рубежа. Необходимость создания специальных учреждений санитарно- эпидемиологического профиля зародилась в 70-х годах 19 века в недрах земской медицины, а в 1872 году была создана губернская санитарная комиссия. Основной этап организации санитарно- эпидемиологической службы в стране начался с издания 15 сентября 1922 года Декрета СНК РСФСР « О санитарных органах Республики». Были установлены структура санитарной организации, система санитарного надзора, определены права и обязанности санитарных врачей. Именно 15 сентября отмечается ежегодно, как день образования санитарно- эпидемиологической службы России.

В последующие годы в результате разделения функций и ряда реформ были организованы государственные санитарные инспекции при местных органах здравоохранения, наделенные правами и полномочиями привлекать к административной ответственности предприятия и отдельных лиц за нарушение санитарных норм и правил вплоть до закрытия содержащихся в антисанитарном состоянии объектов.

В годы Великой Отечественной войны работники санэпидслужбы вели по-военному четко организованную самоотверженную работу по предупреждению эпидемий на фронте и в тылу, сохраняя тем самым тысячи жизней. В мирное время участвовали в восстановлении разрушенной за годы оккупации системы профилактического здравоохранения, налаживали строгий санитарный надзор за жилищно-коммунальным хозяйством, промышленными объектами, учреждениями образования и здравоохранения.

В Республике Адыгея государственная санитарно- эпидемиологической служба образовалась 1933 году. Многолетний путь пройден санэпидслужбой Республики Адыгея в составе единой службы Российской Федерации. Дело охраны здоровья населения Адыгеи совершенствовалось из года в год.

Принятие в 1991 году Закона Российской Федерации «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» ознаменовало новый этап в развитии санэпидслужбы: она была выведена из подчинения облздравотдела и перешла на уровень централизованного управления и федерального финансирования. Санитарно- эпидемиологический надзор стал основным механизмом, с помощью которого регулируются проблемы охраны здоровья населения.

В 2005 году санитарно- эпидемиологическая служба приобрела новый статус и наименование. В стране была сформирована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Тогда же, в 2005 году было создано существующее по настоящее время Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея (Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея).

Роспотребнадзор образовался в результате реорганизации трех структур: центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора, управления госторгинспекции Р.Ф по Р.А, а также антимонопольного министерства, точнее того его ведомства, которое занималось защитой прав потребителей. Кроме того, было создано специальное федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии», призванное обеспечивать деятельность Роспотребнадзора, то есть готовить заключения на основе проводимых испытаний и экспертиз, проводить социально- гигиенический мониторинг. Функции этих двух структур четко разграничены. Роспотребнадзор является только контролирующей организацией и не имеет права на деятельность иного рода. Центр гигиены и эпидемиологии может помимо своих прямых обязанностей, оказывать платные услуги населению. Ведь на сегодняшний день практически все товары, поступающие на потребительский рынок, нуждаются в проверке качества и безопасности. Ее могут осуществлять только специалисты. Поэтому данного вида услуги весьма востребованы среди предпринимателей, которые хотят торговать исключительно товарами, отвечающими всем необходимым требованиям и стандартам. Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея занимается защитой прав потребителей, контролирует соблюдение правил продажи отдельных, предусмотренных законодательством видов товаров, выполнение работ, оказание услуг. К основным задачам службы относятся также предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения.

Объединение сил, знаний и профессионального опыта специалистов обеих служб решило еще одну важную и общую проблему: освободило людей от хождения по кругу инстанций при решении возникающих вопросов. Таким образом, цель деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - поддержка потребителя, защита его прав, обеспечение безопасности здоровья и жизни людей. Все вопросы, связанные с благополучием человека, находятся в компетенции одного органа, что позволяет более объективно и оперативно оценивать качество жизни людей.

Сегодня, без ложной скромности можно сказать, что наша служба в Республике Адыгея и за ее пределами является наиболее продвинутой в освоении своих полномочий и использует самые современные технологии управления и организации деятельности. Ни одна служба в Адыгее не работает в таком режиме, как работает Роспотребнадзор: круглосуточно, без перерывов и выходных. Более двух десятилетий мы являемся школой передовой практики по организации деятельности санэпидслужбы.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор за производством пищевых продуктов и реализацией их в торговой сети, состоянием окружающей среды и функционированием коммунальных объектов - парикмахерских, бань, прачечных, общежитий. В поле зрения специалистов находится здоровье работающего населения и условия труда работающих, здоровье подрастающего поколения и эпидемиологическая обстановка Республики Адыгея.

Штат Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея на сегодняшний день насчитывает 74 человека. Это люди с высшим и средним медицинским образованием, высшим инженерным, экологическим, юридическим образованием, опытом и практическими навыками работы. Тысячи километров проехали специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея, побывали во всех уголках республики, осуществляя санитарно-эпидемиологический надзор. Промышленные предприятия, дошкольные образовательные учреждения, школы, летние детские оздоровительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и многое другое - сфера деятельности специалистов службы. Результатами этой деятельности стали - предотвращение пищевых отравлений и массовых инфекционных заболеваний, улучшение условий обучения и воспитания детей, улучшение условий труда работающих, снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. К нарушителям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения применяются меры административного воздействия - вынесение предупреждений, наложение штрафов, административное приостановление деятельности.

В сфере деятельности службы Роспотребнадзора присутствует тесное переплетение терминов: через защиту прав потребителей мы должны прийти к благополучию человека. Перед специалистами Роспотребнадзора поставлена задача изучения причинно - следственных связей между качеством среды обитания, здоровьем и благополучием человека через защиту его потребительских прав.

Звучание слова «благополучие» настолько привычно, что, произнося его, мы даже не задумываемся о его смысле. Но термин «благополучие человека» изначально очень неоднозначный. Ведь от того, что мы назовем благополучием, зависит наше отношение ко всему, что выходит за его пределы. Поэтому, когда говорим о благополучии, мы должны иметь полное представление об объеме вопроса. В понятие «благополучие» входит гораздо больше параметров, чем те права и полномочия, которыми наша служба располагает. Тем не менее, с точки зрения компетенции службы Роспотребнадзора благополучие населения определяется целым комплексом мероприятий и складывается из тех показателей, которые Роспотребнадзору подвластны: из благополучия подконтрольных объектов, среды обитания, здоровья населения. Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея, являясь уполномоченным государством надзорным органом по обеспечению благополучия населения и защите прав потребителей, может существенно влиять на принимаемые экономические и политические решения в государстве, располагая достоверной информацией о реальных событиях, происходящих в каждом населенном пункте Республики Адыгея. Это касается здоровья населения и благополучия, как подконтрольных объектов, так и в целом среды обитания.

Исходя из надзорной практики в деятельности нашей службы, из наблюдаемого нами опыта работы других ведомств можно сделать вывод, что сегодня в стране действует написанный крупным шрифтом лозунг: «Негатив - найти и пресечь!». Именно этим, то есть выявлением негатива, по сути, заняты сегодня все надзорные и правоохранительные органы, все чиновники. Однако, говоря о надзорной деятельности нужно отметить, что сама идея поиска негатива у конкретного человека несет в себе конфликт интересов проверяющего и проверяемого. Практика показывает, что поиск негатива не объединяет общество, а противопоставляет. Чтобы уменьшить это противоречие, чтобы оно не перешло в более серьезное противостояние, нам кажется целесообразным лозунг «Негатив найти и пресечь» преобразовать в лозунг «Позитив найти и приумножить». Необходимо построить алгоритм позитива, который позволит, расширяя зону позитива, вытеснить негатив, что позитивно повлияет на социально- экономическое развитие нашей республики и в целом страны.

Сегодня политика государства с одной стороны направлена на уменьшение давления на предпринимателей со стороны контролирующих служб, но с другой стороны в законе ничего не изменилось и существующий Кодекс об административных правонарушениях РФ обязывает Роспотребнадзор наказывать штрафными санкциями по статьям, не предусматривающим предупреждение. В нем нет статьи, дающей право выдавать сначала предписание об устранении нарушений, а потом уже, в случае его неисполнения, наказывать и штрафовать.

Если лозунг «Негатив найти и пресечь» перечеркнуть жирной чертой и вместо него написать: «Позитив найти и приумножить!», то этом случае не только законодательство возможно станет развиваться совсем по другому, но и в сознании людей вполне вероятно произойдут существенные перемены.

Смысл надзорной деятельности должен быть направлен не на разрушение, а на созидание и очень важно, чтобы это понимали обе стороны: и проверяющие и проверяемые. При осуществлении надзора важно, чтобы результатом надзорной деятельности стал не конфликт, а понимание цели и смысла проверки. Важным качеством сотрудника Роспотребнадзора является способность убеждать, разъяснять, влиять на окружающих, доказывать правильность принимаемых решений.

«Уважаемый предприниматель,- должны говорить проверяющие, - мы пришли не наказывать тебя, ведь ты что-то делаешь, работаешь, давай вместе посмотрим как это у тебя получается и вместе доведем твой алгоритм действий до совершенства, расширим поле позитива, тем самым вытеснив негатив».

Цель проверки в том, чтобы после посещения объекта проверяющими, этот объект эффективней и производительней работал. Позитивный социально- экономический показатель- вот что должно быть критерием эффективности работы нашей службы. Не количество штрафов, а количество произведенной качественной и безопасной продукции.

Мы не призываем к полной либерализации законов, говоря о той части, где правонарушитель осознает свою вину, адекватно реагирует, идет на контакт с проверяющими и готов устранить все нарушения. Жесткие административные меры, требующие пресечения должны четко срабатывать там, где производитель сопротивляется выполнению законных требований, когда объяснения проверяющих адекватно не воспринимаются, взаимопонимание не достигается, имеют место факты противодействия. В таких случаях необходимо применять жесткие и строгие меры, заставляющие подчиниться. Таким образом, закон должен быть либерален к тем, кто его уважает и нетерпим к тем, кто его игнорирует.

Главная цель надзора - это обеспечение благополучия населения поэтому, на наш взгляд, население должно стать «арбитром» в процессе взаимоотношений контролирующих и контролируемых. Общество должно быть проинформировано о том, за что субъект был привлечен к ответственности и к каким последствиям могли привести эти нарушения. Общественно значимая реакция должна заключаться в том, что часть населения, на которое возможно было негативное воздействие этого объекта, будет более защищенной от возможных последствий, которые могли наступить: риск возникновения заболеваний и отравлений, риск оказания некачественных услуг и т.д. Именно эта осведомленность, а главное, сформированная на ее основе культура потребителя и определенный «потребительский вкус» обеспечивает эффективное функционирование законодательных актов, связанных с защитой потребительских прав.

Государством взят курс на создание механизма общественной гармонизации и защиты прав и свобод человека. Речь идет о формировании нового качества жизни, построении управляемого государством гражданского общества. Без построения гражданского общества, без этой социально -экономически и нравственно- политически зрелой платформы нереально достичь высоких общечеловеческих целей. Существуют понятия: народ, общество и гражданское общество. Народ- это то, что народилось. Общество- часть народа, признанная дееспособной, которое живет в соответствии с принятыми законами. Гражданское общество- активная часть общества с четко обозначенной гражданской позицией, граждане, способные к соблюдению двух основных критериев способствующих развитию общества- самоорганизации и самоуправлению, базирующихся на основе общечеловеческих ценностей.

Все люди без исключения являются потребителями и поэтому Роспотребнадзор – не только орган государственной власти, но и функционально народный орган, действующий от имени людей- потребителей, то есть народа.

Одним из главных принципов построения работы Роспотребнадзора является открытость и гласность. Служба готова идти на диалог со всеми заинтересованными лицами и отвечать на все возникающие вопросы. Ведь главное не наказывать, а объяснять, а при возникновении проблемы- решать ее.

Илона Димаева,

помощник руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея