«Потребительские знания – обществу» Презентация общественной приемной по защите прав потребителей

28 апреля 2009г. в Национальной библиотеке Республики Адыгея состоялась презентация общественной приемной по защите прав потребителей «Потребительские знания - обществу».

Данное мероприятие организовано в рамках программы информационного сотрудничества Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея и Национальной библиотеки Республики Адыгея.

На встрече присутствовали:

Руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея Агиров Аслан Хангиреевич,

Председатель Комитета Государственного Совета (Хасе) Республики Адыгея по социальной политике, здравоохранению и делам ветеранов, Председатель Общественного совета при Управлении Роспотребнадзора по РА - Петрова Татьяна Михайловна;

Зам. министра культуры Республики Адыгея Сообцокова Аминат Шабановна.

Пресс - секретарь, ведущий специалист- эксперт Управления Роспотребнадзора по РА, секретарь общественного совета при Управлении Роспотребнадзора по РА Филиппова Илона Александровна

Исполняющий обязанности начальника отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея - Бочкарев Борис Георгиевич;

Зам. начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Варибрус Елена Борисовна;

Зам. главного врача Центра гигиены и эпидемиологии ФГУЗ в РА Айтекова Мариета Нурбиевна;

представители республиканских и городских библиотек; сотрудники и читатели Национальной библиотеки;

преподаватели и студенты вузов города;

представители СМИ.

С обращением к присутствующим выступил руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея, доктор медицинских наук, профессор Агиров Аслан Хангиреевич. Он подчеркнул, что проводимое мероприятие является сегодня весомым и значимым, поскольку направлено на формирование определенного потребительского «вкуса» и потребительской грамотности.

В Национальной библиотеке открыт «почтовый ящик потребителя», с помощью которого каждый читатель библиотеки имеет возможность задавать специалистам Управления Роспотребнадзора по РА любые вопросы, касающиеся благополучия населения и защиты прав потребителей и получить квалифицированный ответ. Присутствующим также был представлен информационный стенд, с материалами из официального сайта Управления Роспотребнадзора по РА и периодическими изданиями библиотеки. В заключение встречи вниманию присутствующих была представлена электронная презентация общественной приемной по защите прав потребителей.

В жизни все мы играем множество самых разных ролей: детей и родителей, начальников и подчиненных, учеников и учителей. И есть одна роль, которую играет каждый из нас в течение всей жизни - роль потребителя.

К сожалению, далеко не все могут сыграть ее хорошо, потому что зачастую не обладают необходимыми знаниями.

28 апреля в читальном зале Национальной библиотеки Республики Адыгея состоялась презентация Общественной приемной по защите прав потребителя.

Библиотека всегда проводила работу в этом направлении, но она не была скоординированной и целенаправленной. Сектор деловой информации Отдела экономической и технической литературы Национальной библиотеки Республики Адыгея решил выбрать это направление работы, как профилирующее.

Был заключен договор об информационном сотрудничестве между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея, подписанный руководителем Роспотребнадзора Асланом Хангиреевичем Агировым и директором Национальной библиотеки Республики Адыгея Савдет Анзауровной Кат.

Разработана совместная программа деятельности «Потребительские знания - обществу», целью которой является содействие интеграции экономических, правовых и потребительских знаний для повышения социо-культурного уровня общества.

Формы работы Сектора в данном направлении довольно разнообразны: это и информирование читателей библиотеки об актуальных проблемах защиты прав потребителей на стенде, расположенном в вестибюле библиотеки, там представлены материалы официального сайта Роспотребнадзора, статьи из периодических изданий, получаемых отделом экономической и технической литературы. Планируется проведение анкетирования, цикла книжных выставок «Грамотный потребитель - качественная продукция», буклеты, но главное - это сбор вопросов потребителей, требующих квалифицированного ответа специалистов через «Почтовый ящик потребителя». Вопросы, которые зададут потребители будут переданы специалистам Роспотребнадзора, и один раз в месяц, регулярно, будут проводиться консультации в отделе экономической и технической литературы.

Роспотребнадзор образовался в результате реорганизации трех федеральных структур: центров государственного санитарно- эпидемиологического надзора, управления госторгинспекции Р.Ф по Р.А, а также антимонопольного министерства, точнее того его ведомства, которое занималось защитой прав потребителей. Кроме того, было создано специальное федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии», призванное обеспечивать деятельность Роспотребнадзора, то есть готовить заключения на основе проводимых испытаний и экспертиз, проводить социально- гигиенический мониторинг. Функции этих двух структур четко разграничены. Роспотребнадзор является только контролирующей организацией и не имеет права на деятельность иного рода. Федеральное учреждение здравоохранения может помимо своих прямых обязанностей, оказывать платные услуги населению. Ведь на сегодняшний день практически все товары, поступающие на потребительский рынок, нуждаются в проверке качества и безопасности. Ее могут осуществлять только специалисты. Поэтому данного вида услуги весьма востребованы среди предпринимателей, которые хотят торговать исключительно товарами, отвечающими всем необходимым требованиям и стандартам.

В компетенцию службы Роспотребнадзора входит решение вопросов, связанных с защитой прав потребителей, развитием потребительского рынка, обеспечением благополучия человека.

Звучание слова «благополучие» настолько привычно, что, произнося его, мы даже не задумываемся о его смысле. Но термин «благополучие человека» изначально очень неоднозначный. Ведь от того, что мы назовем благополучием, зависит наше отношение ко всему, что выходит за его пределы. Когда говорим о благополучии, мы должны иметь полное представление об объеме вопроса. В понятие благополучия входит гораздо больше параметров, чем те права и полномочия, которыми наша служба располагает.

С точки зрения компетенции службы Роспотребнадзора благополучие населения определяется целым комплексом мероприятий и складывается из тех показателей, которые Роспотребнадзору подвластны: из благополучия подконтрольных объектов, среды обитания, здоровья населения.

Роспотребнадзор может существенно влиять на принимаемые экономические и политические решения в государстве, реализуя свои функции по защите прав потребителей и обеспечению благополучия человека, располагая достоверной информацией о реальных событиях, происходящих в каждом населенном пункте Республики Адыгея. Это касается здоровья населения, благополучия, как подконтрольных объектов, так и в целом среды обитания. Смысл надзорной деятельности направлен не на разрушение, а на созидание и очень важно, чтобы это понимали обе стороны: и проверяющие и проверяемые. При осуществлении надзора важно, чтобы результатом надзорной деятельности не стал конфликт, а было понимание цели и смысла проверки. Формы и методы осуществления проверки должны быть в рамках уважения и законности. И если в силу субъективных причин у проверяемого возникает несогласие с результатами проверки, у него остается целый арсенал юридических процедур по оспариванию результатов проверки. Вместе с тем, самым главным итогом проверки должен стать общечеловеческий результат: созданы ли благоприятные условия для жизнедеятельности человека и если была угроза причинения вреда здоровью и качеству жизни человека, то устранена ли она.

Образование Роспотребнадзора привело к уменьшению количества проверок торговых мест и различных предприятий. Однако сами проверки стали более глубокими и детальными. Несмотря на то, что деятельность Роспотребнадзора направлена в основном на защиту прав потребителя большое внимание уделяется развитию грамотных отношений с предпринимателями.

Специалисты Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор за производством пищевых продуктов и реализацией их в торговой сети, состоянием окружающей среды и функционированием коммунальных объектов - парикмахерских, бань, прачечных, общежитий. В поле зрения специалистов находится здоровье работающего населения и условия труда работающих, здоровье подрастающего поколения и эпидемиологическая обстановка Республики Адыгея. Промышленные предприятия, дошкольные образовательные учреждения, школы, летние детские оздоровительные учреждения, лечебно-профилактические учреждения и многое другое - сфера деятельности специалистов службы.

Результатами этой деятельности стали - предотвращение пищевых отравлений и массовых инфекционных заболеваний, улучшение условий обучения и воспитания детей, улучшение условий труда работающих, снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. К нарушителям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения применяются меры административного воздействия - вынесение предупреждений, наложение штрафов, административное приостановление деятельности. Одним из главных принципов построения работы Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея является открытость и гласность. Служба готова идти на диалог со всеми заинтересованными лицами и отвечать на все возникающие вопросы, не наказывать, а объяснять, а при возникновении проблемы - решать ее.