«О совершенствовании научных основ организации деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея по предварительным итогам работы в 2012 году» Доклад руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея А.Х. Агирова

«О совершенствовании научных основ организации деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея по предварительным итогам работы
в 2012 году» Доклад руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея А.Х. Агирова на Коллегии Роспотребнадзора от 14.12.2012г.

Уважаемый Геннадий Григорьевич!

Уважаемые участники Коллегии!

Благополучие человека в самом широком смысле- суть и основа доктрины Роспотребнадзора. Основоположения доктрины - ее парадигма. Принципиальные основы и функциональная значимость деятельности Роспотребнадзора, как государственного органа надзора по обеспечению защиты прав потребителей и благополучия человека, предполагает обязательность наличия некоего «начала», то есть идеи, из которой следовало бы единообразное и глубокое понимание «декларации» и «демонстрации».

Мы научились декларировать наши цели, действия, выраженные в цифровом ряде, но, к сожалению, мы не можем продемонстрировать достижения в главном- обеспечении благополучия населения.

Всякий процесс перехода одного качества в другое познаваем и управляем. Это один из принципиальных понятийных элементов в конструкте «начала». Свет и цвет присутствуют в пронизанном стекле. Зрачок- в глазе, жизнь в живущем, знание в знающем. Аналогично указанным истинностям, функция Роспотребнадзора должна и способна пронизывать жизнь человеческого общества и каждого гражданина в отдельности. Понятие « пронизывающее в пронизанном»- очень важный элемент в конструкте идеи «начала».

Позвольте прокомментировать принципиальные нюансы понятия НАЧАЛО. Это не нулевая отметка, не точка отправления, а основа будущего развития, основополагающая предметообразующая единица, которая при соединении с другими аналогичными единицами формирует заданный результат.

Начало- креативный, динамический и бесконечный процесс. Законченный результат одного дела может являться началом следующего этапа, то есть отправной точкой для последующего начала. Таким образом, каждая проверка, каждый достигнутый результат- это осмысление и понимание целей и задач службы по моделированию начала, процесса достижения цели и моделированию конечного результата.

Чем точней определена цель, и чем совершеннее технологический процесс достижения цели, тем лучше результат и более высок уровень следующего этапа. Поэтому вся наша деятельность должна сводиться к тому, чтобы заложить правильное начало, обеспечивающее благополучие населения.

Правильно заложенное начало даст нам возможность, обобщая опыт работы и, опираясь на него, выработать тактику и стратегию развития службы, декларировать и демонстрировать более высокие цели и результаты их достижения.

В связи с этим, особо актуальным считаем:

Во-первых, единообразное понимание обязательной нормы во всех технологиях надзора: чем больше дискурсивных технологий надзора и реагирования, тем более эффективно и адресно работает надзор.

Во-вторых, необходимо добиваться 100%-ной адекватности действительных результатов работы реальному благополучию человека;

В-третьих, существенно усилить и расширить работу, направленную на формирование и рост уровня массового правосознания на основе общепонятной и нравственно обоснованной идеологии благополучия человека и защиты прав потребителей.

Без стандартизации деятельности, систематизации и полноты базы государственных услуг, совершенствования и развития технических регламентов, создание электронного правительства и переход на электронное управление невозможен. Поэтому в Управлении Роспотребнадзора по РА сформирована научная основа деятельности, конструкт благополучия.

Разработано 74 обязательных требования по обеспечению благополучия, 79 стандартов деятельности.

Парадигмальная сущность деятельности Роспотребнадзора, по нашему убеждению, мотивирует необходимость актуализации целого ряда понятий и определений.

Схема алгоритма действий должностного лица: Норма- Факт- Отклонение- Прогнозирование - Реагирование. Конструкт благополучия заложен в норме. Факт- это объективно существующая действительность, отражающая состояние нормы. Отклонение- степень риска, прогнозирование- оценка последствий, реагирование- адекватное, то есть приведение факта к норме.

Обобщение опыта требует знания и понимания конструктов интегрирования. Это дает нам возможность научиться моделировать технологическую цепочку: Начало- Процесс- Результат.

В частности, конструкты, как целеполагающая, движущая и реализующая целокупность причинно-обусловленных явлений, количественно- многочисленны, качественно- имеют иерархическую природу константы. Конструкты по своей сути подразделяются на «подчиненные» и «подчиняющие» функции. Подчиненные конструкты воспринимают объективную реальность на двух уровнях: предметно- вещный (факт) и информационно- знаковый (фактор).

Подчиняющий конструкт вбирает в себя все содержание воспринятого и адекватно реагирует на уровне обусловленной действительности. Под «адекватно реагирует» следует понимать строгую целесообразность и непротиворечивость положений как в декларации целей, так и в демонстрации достижений.

Обобщения о различного рода казусах, вытекающих из практики применения ФЗ № 294 более компетентно могут судить наши коллеги- юристы из Федеральной службы Роспотребнадзора и региональных Управлений. Одно можно сказать уверенно: их (казусов) –немало.

Не подвергая сомнению Федеральный закон № 294, считаем необходимым сказать, что он в некотором роде ущемляет права потребителей. Безусловно, ФЗ №294 сыграл позитивную роль в повышении ответственности и компетентности специалистов службы.

Закон систематизировал, упорядочил, уточнил цели, порядок проверок, мотивировал законность проводимых проверок, определил мотивацию для повышения компетентности должностных лиц, дал возможность определить 74 обязательных требования по обеспечению благополучия населения. В этом его позитив.

Негатив Закона заключается в том, что для отдельных видов объектов предварительное уведомление способствует искажению результата проверки. Законом созданы неравные условия для производителей и потребителей услуг. В данном случае интересы потребителя оказались менее значимы, чем услугодателя. Тем самым создана искусственная доминанта прав производителя над потребителем.

Диспозитивность закона дает нам четкий регламент его применения, исчерпывающие границы компетенции службы. Однако, дискурсивность (адресность) закона, применительно к каждому факту, при всем многообразии их проявлений, необходимо обеспечить технологическими матрицами:

- матрица благополучия населения: по преимуществу состоит из обстоятельств и явлений, независящих от волеизъявления граждан. Именно совокупность этих факторов является предметом компетенции и ответственности службы.

Указ Президента Российской Федерации от 21 августа 2012г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» позволяет нам сделать 2 вывода:

1. В утвержденном перечне отсутствует показатель благополучия населения- один из главнейших критериев оценки развития территорий;

2. Скудность демонстрируемых службой результатов деятельности о состоянии благополучия населения не позволяет нам существенно влиять на определение приоритетов социально- экономического развития территорий, формирование бюджета.

В этой связи, два предложения:

1. Разработать методику определения показателей эффективности деятельности для ранжирования территориальных управлений по рейтингу обеспечения благополучия;

2. Определить тактику и стратегию деятельности службы, предусматривающие порядок и формы участия при формировании планов социально- экономического развития территорий.

В ноябре 2012 года опробирован программный продукт- система интеллектуальной поддержки принятия решений по противодействию угрозам биологического и химического характера в сфере осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Адыгея, разработанный нами, совместно с Научно-исследовательским институтом систем связи и управления (г.Москва). Программа позволит не только своевременно выявлять и адекватно реагировать на угрозу терроризма биологического и химического характера и в автоматическом режиме осуществлять мониторинг повседневной инфекционной заболеваемости, но и экстраполировать её на всю нашу деятельность и создать автоматизированную «дорожную карту» благополучия населения Республики Адыгея. Это позволит нам выработать стандарт благополучия, ежеквартально иметь сведения о количестве населения, находящегося в зоне благополучия, в зоне риска, и определять вектор развития благополучия.

-матрица административного реагирования- инструментарий достижения благополучия, матрица административной практики, основанная (обусловленная) обязательными требованиями государственных стандартов благополучия человека и правонарушениями, связанными с ними. Устанавливает роль должностного лица и уровень его компетентности. Например, перед должностным лицом стоит задача: реализуя свои полномочия, добиться строгого соблюдения требований, направленных на обеспечение условий благополучия человека.

Мы систематизировали наши полномочия по составам и квалифицирующим признакам КоАП РФ. Практика показывает, что невостребованность статей и составов обусловлена, как правило, низкой компетентностью должностных лиц.

Происходит это по ряду причин, соотнесенных и сопряженных с укоренившимися принципами работы, которые по методике и технологиям отстают от требований современных условий в реформируемом обществе:

Во- первых, иррациональность алгоритма, укорененного со времен санэпидстанции, который не учитывает, а значит препятствует использованию всего ресурса, которым располагает доктрина и функция службы Роспотребнадзор;

Во вторых, общеизвестный закон «рядоположенности в пространствеи последовательности во времени» не дает возможности обобщения достигнутого, с тем, чтобы оно ( достигнутое) могло объективно служить существенным признаком (предикатом) начала последующего этапа деятельности с учетом необходимости развития позитива и ликвидации причин негатива.

В третьих, чаще всего мы не придаем должного значения тому, что действие причины устранить невозможно, но трансформировать (ликвидировать) причину- можно и нужно. Происходит такое «недоразумение» в связи с отсутствием научно обоснованных форм связей между «компетенцией» и «компетентностью», в результате чего формируется иррациональная связь субъекта с объектом. Компетенция и компетентность гармонично переплетены таким образом, что константа компетенции служит постоянному росту и расширению компетентности должностного лица. Несоблюдение этого существенного признака влечет деструктивные последствия в деятельности должностного лица.

Неоднократно из уст нашего руководителя Онищенко Геннадия Григорьевича мы слышали о необходимости не только внешнего реформирования службы, но и структурно- функционального построения, позволяющего отвечать на злободневные жизненные вопросы. Мы исходим из того, что функция первична, структура вторична и в связи с этим, считаем, что службе нужны принципиально новые подходы в организации деятельности и в обязательном порядке необходимы структурные изменения, с целью повышения эффективности выполняемых функций.

Дифференциация понятий компетенции и компетентности осуществляется в соответствии с математическими аксиомами, постоянными и переменными величинами.

В данном случае, константа постоянной (компетенции) «а» относится к сумме (совокупности) переменных, как известное к ряду неизвестных. Мы не получим требуемого тождества, если будем оперировать одной компетентностью должностного лица («б»).

Компетентность самого человека ( потребителя) играет важную роль и таким образом напрашивается вывод: а = б+с,

где а- компетенция и зона ответственности

б- компетенция специалиста в вопросах осуществления мероприятий надзора и профилактики правонарушений;

с- компетентность, то есть осведомленность человека о своих правах, инструментах их реализации и обязанность производителя, поставщика, реализатора товаров и услуг по отношению к интересам потребителя. Дело в том, что «рядоположенность в пространстве» означает, что пространство мыслится вне вещей (явлений), а вещи вне пространства не мыслятся. Следовательно, без точной фиксации факта (явления) в пространстве, вопрос, требующий решения, не может быть оценен адекватно к величине постоянной, то есть к компетенции.

Равным образом, вещи ( явления) могут иметь место вне времени, а вот само время и его последовательность вне вещей- величина абстрактная. Заложенная в законе норма об уведомительной (за 3 дня) проверке изначально создает негативные предпосылки к оторванности от возможности достигнуть эффективной работы. Устранение подобного рода недоработок позволяет не только повысить уровень компетентности и демонстрацию результата, но и включить в интеграцию такие определения, как «совместность целей» и «совместимость задач». Например, «а», в значении «1» можно привести к тождеству ( б+в) в многоразличных, но в каждом отдельном случае, как конкретные значения: 1= 0,7 + 0,3,

где 1- соответствует ресурсам службы,

0,7- компетентность служащего,

0,3- правосознание и активная гражданская позиция человека (потребителя)

Поэтому, благополучие человека (потребителя) представляет собой продукт интегрирования и дифференциации.

СЛАЙД 29

Социальная, нравственная и юридическая ответственность службы Роспотребнадзор становится все более значимым фактором формирования институтов гражданского общества.

Логические основы аргументации и их учет в деятельности службы остро нуждаются в серьезных научных изысканиях: только целостность и упорядоченность иерархически организованной системы способны раскрыть природу и механизм функционирования эмпирических предпосылок. И только такая система скоординированных между собой фактов, гармонично сочетая в себе относительные и объясняющие элементы, констатирует качественно новую модель знания об объекте. Непонимание или недооценка индуктивного метода, как правило, приводит к ситуации «от противного». В отличие от индукции, дедуктивные выводы носят однозначный, одновариантный характер и следуют с необходимостью. В нашем случае, «компетентность», не обладающая достоверной и общедоступной информацией и средств для ее приобретения, является прологом к фарсу.

СЛАЙД 30

«Компетенция», как постоянная величина, относится к «компетентности», как ряду величин переменных и составляют рациональное тождество в анализе. Компетенция закреплена и скрыта в законе диспозитивно. Компетентность реализуется в дискурсивных действиях закона и дифференцируется на составляющие:

- компетентность специалиста ( комп 1),

- компетентность потребителя ( комп.2)

- камуфляж правдоподобия ( комп.3)

Дифференцирование компетентности дает нам математическую формулу рационального тождества: А= ( В 1 +В 2)- В 3, где

А- компетенция ( территория закона)

В1- компетентность специалиста в вопросах осуществления мероприятий надзора и профилактики правонарушений

В2- компетентность, то есть осведомленность человека о своих правах, инструментах их реализации, его культурологическое, этическое и онтологическое состояние

В3 – иррациональная и деструктивная величина, камуфляж правдоподобия.

Из этой формулы выводятся такие важные элементы, как:

1. Показатель деятельности службы Роспотребнадзор, в целом, на фоне региональных Управлений- в пределах компетенции и специфики территорий, должностного лица- в части отчетного ( анализируемого) периода времени.

2. Бюджетообразующий фактор ( В2)

3. Зависимость А от В1 напрямую связана с мотивацией и квалификацией исполнителя. Природа мотиваций общеизвестна: заработная плата, социальные гарантии, статус и льготы, возможность учебы и карьерного роста по службе. Не секрет, что условия эти оставляют желать лучшего, мягко говоря.

Важно осознать, что любые рекомендации по совершенствованию деятельности неизбежно сталкиваются с одной стороны с противоречиями интересов производителя и потребителя, с другой- с несбалансированностью компетенции и компетентности. В рамках настоящего короткого доклада невозможно осветить все основные аспекты, как позитивных, так и негативных факторов нашей деятельности. Вопросы коммуникационного обеспечения существенно влияют на «потребительское поведение».

Анализ работы Управления с населением (потребителями) показывает необходимость смены упрощенного представления о влиянии на правосознание и культуру потребления, на модель двухэтапной коммуникации, так как не учитывается, что идеи распространяются к «лидерам мнений», а через них- к обществу в целом. Алгоритм выбора «ситуационного лидера мнения»- важная составляющая формирования и интегрирования общественного сознания в функциональную деятельность службы. Основные соображения, извлеченные из практики, выявляют объективируемый ряд причин, которые опосредованно ( через иное) порождают «камуфляж правдоподобия» о действительном соблюдении стандартов, норм и условий благополучия человека, фактическую непричастность (неучтенность) потребления в формах непосредственной диспозитивности деклараций, а конкретика результата- в демонстрации, направленной не на благополучие человека и абстрагирует от него. Парадокс- в факте!

«Камуфляж правдоподобия», его причины и следствия.

«Камуфляж правдоподобия»- это явление можно обозначить, как замену откровенной лжи и неадекватности, так называемой в народе «кривдой». Объективным и существенным признаком «камуфляжа», как правило, выступает нарушение одного из важнейших законов логики- закона тождества, согласно которому всякая мысль (факт) должна быть тождественна самой себе на протяжении всего процесса высказывания (оценке фактов в интерпретации). О тождестве не может быть речи, в условиях субъективного манипулирования понятиями, их подмены, произвольного суждения, расширения тезисов, игнорирования логических правил, предъявляемых аргументаций и способов демонстрации декларированных задач.

Есть много малозаметных, но значимых факторов благополучия человека, которые рождают бесконечное число связей познаваемого факта.

«Камуфляж правдоподобия»- это маргинальность, она трактуется, как промежуточное положение человека и общества между различными социальными реальностями. Маргинальность проявляется как в среде социально- экономических и властных процессов, так и в сфере идеологии, что особенно заметно- в отсутствии системы интегрирующих общество и государство ценностей, отсутствии «национальной идеи».

Государственная власть в целом, а деятельность Роспотребнадзора в особенности, не могут функционировать только на силе принуждения и санкций карательного свойства. Идеологическое обоснование обеспечения идейной поддержки в обществе по основополагающим вопросам благополучия человека и защиты прав потребителей- важнейшая задача, значимость которой имеет соответствие фундаменту государственного и цивилизованного устройства общества. На наш взгляд, государство не должно жалеть сил и средств на ее выполнение. Деятельность и доктрина Роспотребнадзора пронизывает практически все сферы жизни человека и общества, соотносится и сопрягается с функциями большинства министерств и ведомств, органами местного самоуправления, исполнительной надзорной властью и судебными органами. Основным источником познания при консолидации общества в современных условиях являются СМИ (телевидение, радио, газеты и прочее). Трудно переоценить роль и значение не только сотрудничества со СМИ, но и наличие собственного печатного органа- альманаха и постоянных рубрик в массовых изданиях, специализированных и научных программ в каждом регионе в соответствии с их особенностями и спецификой. Накопленный опыт работы и современные реалии требуют серьезных и конструктивных перемен в контексте творческого развития позитива и ликвидации (трансформации) причин негатива, в особенности, предпосылок, способствующих «камуфляжу правдоподобия» в демонстрации. Реклама, как форма влияния на сознание, принимает развращающие формы, угрожающие благополучию человека размеры и содержания. Мы наблюдаем не избирательное потребление, а мелкую «всеядность» и некритическое восприятие информационного произвола, откровенной лжи и пошлости. Наблюдается тенденция сильного разрыва между поколениями, в котором прослеживается стилизованная система подмены понятий и жизненно смысловых ценностных детерминант.

Проблемы, возникающие в области безопасности информации, не должны решаться на «скорую руку», от Роспотребнадзора потребуется максимальное терпение, оптимизм и высокий уровень компетентности.

Вербальный поток информации вызывает не только эустресс, но и дистресс и его последствия в виде сердечно- сосудистых, нервно- психических и других заболеваний.

Поэтому, назрела необходимость гигиенической регламентации безопасности информации и определения ответственности СМИ и других источников информации.

Выражаем надежду, что вышесказанное вызовет конструктивную дискуссию и понимание необходимости совершенствования основ нашей деятельности.

Уважаемый Геннадий Григорьевич! При соответствующей Вашей воле и поддержке, мы готовы приступить к разработке необходимого пакета документов и предложений.

Реализация вышеуказанных идей может стать основой для формирования «дорожной карты благополучия» россиян.

Из сказанного следует, что нужно работать, постоянно наращивая свой потенциал, посредством дифференциации возможностей и интегрирования способностей в достижении прочных и долгосрочных условий благополучия населения Российской Федерации.