«Назад

О вступлении в силу Федерального закона № 532-ФЗ от 31.12.2014 г

О вступлении в силу Федерального закона № 532-ФЗ от 31.12.2014 г.

 

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 532-ФЗ от 31.12.2014 г. «О внесении изменений ...», вступившего в силу с 23.01.2015г., органам Роспотребнадзора предоставлено право проведения внеплановых выездных проверок без предварительного об этом уведомления хозяйствующих субъектов.

С учетом возникших у субъектов малого и среднего предпринимательства вопросов и внесенных изменений в федеральные законы от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ-294) и от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - ФЗ-29) Управление Роспотребнадзора по Республике Адыгея дает следующие разъяснения:

1. Субъектами таких проверок (без предварительного уведомления) в соответствии с п. 35 ч.4 ст.1 ФЗ-294 и абз.2 п.2 ст.13 ФЗ-29 являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство пищевой продукции, и (или) оборот пищевой продукции, и (или) оказание услуг общественного питания.

2. В соответствии с ч.16 ст.10 ФЗ-294 ранее внеплановые выездные проверки в ряде случаев уже проводились без необходимости предварительного об этом уведомления (в случаи возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинение такого вреда, а также нарушение прав потребителей, в случае обращения граждан, права которых нарушены).

С учетом новых изменений к ним добавились и остальные, предусмотренные в ч.2 ст.10 ФЗ-294 основания для проведения внеплановых выездных проверок:

-                     истечение срока исполнения ранее выданного предписания;

-                     приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

-                     требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3. При проведении выездной проверки проверяющие в соответствии с ч.4 ст.12 ФЗ-294 должны предъявить свое служебное удостоверение и ознакомить руководителя или иное должностное лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

Согласно п.5 ст.18 этого же Закона должностное лицо обязано предъявить копию документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры - в случае необходимости такого согласования (по основаниям возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо причинения такого вреда)

4. Поведение проверяемых лиц регламентируется ч.5 ст.12 ФЗ-294, в соответствии с которой они обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения,     к     используемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оборудованию,  транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

5. Срок проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ- 294 не может превышать 20 рабочих дней. При этом по каждой отдельной проверке сроки исчисляются самостоятельно.

6. В соответствии со ст. 21 ФЗ-294 руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки наряду с иными правами имеют также право непосредственного присутствия при проведении проверки и дачи объяснений по вопросам, относящимся к предмету проверки. А п. 5 ст.18 ФЗ-294 запрещает должностным лицам надзорного органа препятствовать в осуществлении вышеназванных прав.

7. В соответствии с п. 3 ст. 18 ФЗ-294 должностные лица надзорного органа обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением. Данное положение не исключает возможность внесения изменений и дополнений в распоряжение о проведении проверки в зависимости от вновь возникших обстоятельств.

Кроме того, при проведении проверки в соответствии с ее назначением должностное лицо может в ходе проведения проверки непосредственно обнаружить достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и не связанного предметом проверки. В этом случае должностное лицо обязано согласно п.1 ч.1 ст.28 1 KoAП РФ и п.1 ст.18 ФЗ-294 решить вопрос о привлечении виновного лица к административной ответственности.

8. Относительно проверки достоверности заявленных в обращениях граждан нарушений и существовании заявителя как такового Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем решении от 23.12.2014 г. № Ф04-12753/2014 указал, что обязанность должностных лиц надзорного органа при рассмотрении обращений граждан идентифицировать личность обратившегося в государственный орган лица действующим законодательством не предусмотрена.

Проверка же достоверности заявленных нарушений производится в рамках регламентированных ФЗ-294 процедур проведения различных мероприятий по контролю (рассмотрение документов; обследование зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, объектов транспорта и перевозимых грузов; отбор образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды; по проведению их исследований, испытаний, экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда) либо в рамках предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процедур в случае проведения административного расследования.